Форум

Требование паспорта при оплате товара/услуги пластиковой картой

что говорит законодательство РФ и правила VISA?
Поиск по теме

Цитата
plover пишет:
Ну я в вежливых (без иронии) выражениях объяснил девушке, что она может свернуть эту бумажку в трубочку и поступить с ней так, как ей подскажет её фантазия. А для меня их инструкция - не указ, а она слышала что-нибудь про правили Международных платёжных систем? (впрочем, вопрос риторический)

еже че, девушка могла оставить вас без ужина по наличию синей банданы. Частная лавочка и гражданам в синей бандане ничего не продаем, типа...

А потом в суд подавайте по правам человека и ущемлению личности... если с голоду не помрете конечно. smile;)

А если серьезно, я сам был такой же. И периодически мне по картам с приоритетом подписи чек на подпись не дают. И часто после ввода пина просят расписаться. Оно просто мне дороже всех учить - я один и нервы у меня не казенные. а кассиры даже в ближайшем супермаркете раз в месяц меняются.
 
Цитата
ed624 пишет:
Не завидую я женщинам, сталкивающимся по жизни с plover'ом.
Не, я по жизни белый и пушистый! smile:D
Я другой такой страны не знаю, где так...
FAQ: банковские карты за рубежом
 
Цитата
а у нас в местной сети перестали просить подписывать чеки

Это же прогресс от МПС! (которые в штатах, а не чыгунка)
Если продавец хочет, чтобы ни за что не отвечать и очереди сократить, вступает в систему, при которой на сумму менее 1000р не требуется никакой идентификации - ни ПИНа, ни подписи. Но такие операции клиентом не оспариваются в рамках прогрессивных МПС (которые в штатах). В тот же прогресс и NFC.
Вообще если продавец не такой прогрессивный, а чиповая карта с приоритетом ПИН и эмитент не лох (типа Связного), то отбить ввод ПИН на читающем чип терминале при вставлении карты чипом не удастся. В этом и есть смысл связки чип+ПИН. И именно в такой ситуации требовать паспорт продавцу нет никакой необходимости. А уж как вводить ПИН - нужно потренироваться - закрываете все ладонью, шевелите пальцами так, что некоторые шевеления приводят к нажатию кнопок.
Конечно, проще платить налом. Но на вкус и на цвет товарищей нет.
 
Цитата
dimka9 пишет:
Частная лавочка и гражданам в синей бандане ничего не продаем, типа...

Без разницы - частная или государственная. Договор розничной купли-продажи является публичным и отказать "гражданам в синей бандане" в его заключении лавочка не имеет права. Магазинов много, с голоду граждане не помрут. А вот отказ продавать товары - отличный инфоповод для СМИ облить такой магаз первоклассными помоями.
 
Многоуважаемые организации

1. у вас нет права не обслуживать клиента.
2. у вас есть обязанность обслужить клиента на равных условиях с остальными.
норма: ст.426 ГК РФ:
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса (Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки).


А теперь по теме smile:) Требование паспорта при оплате товара/услуги пластиковой картой

Далеко ходить не нужно, все сложные формулировки и витиеватые формулировки законов можно прочесть в Википедии удобоваримым языком.
Ба́нковская ка́рта — пластиковая карта, привязанная к одному или нескольким расчетным счетам в банке. Используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через Интернет, а также снятия наличных. Карты бывают дебето́вые и кредитные. Дебето́вые карты используются для распоряжения собственными деньгами, находящимися на расчетном счете в банке. Кредитные карты используется для распоряжения деньгами банка, которые при совершении платежа автоматически берутся у банка в кредит (их требуется вернуть банку).

Держатель карты — лицо, на имя которого выпущена пластиковая карта. Денежные средства на счёте карты принадлежат держателю карты. Банк не имеет права задержать их выплату или запретить пользоваться ими кроме как по решению суда или списания комиссий по операциям, предусмотренным договором.
Собственник карты — банк-эмитент, выпустивший карту, что закрепляется соответствующими пунктами договора на обслуживание банковских карт. Держатель карты обязан вернуть её банку по его требованию в течение нескольких дней.
Владелец карты — лицо, в данный момент времени владеющее картой (проще говоря: тот, в чьих руках находится карта; если карта утеряна, то владелец — любое подобравшее её лицо)

И еще:
Эмитент обязывает эквайера выполнять функции. см http://www.banki.ru/wikibank/bank-ekvayer/
в т.ч. производит обработку запросов на авторизацию карты

Смотрим далее.
Авториза́ция (от англ. authorization — разрешение, уполномочивание) — предоставление определённому лицу или группе лиц прав на выполнение определённых действий; а также процесс проверки (подтверждения) данных прав при попытке выполнения этих действий.[1][2][3] Часто можно услышать выражение, что какой-то человек «авторизован» для выполнения данной операции — это значит, что он имеет на неё право.
Авторизацию не следует путать с аутентификацией: аутентификация — это лишь процедура проверки подлинности данных, например, проверки соответствия введённого пользователем пароля к учётной записи паролю в базе данных, или проверка цифровой подписи письма по ключу шифрования, или проверка контрольной суммы файла на соответствие заявленной автором этого файла.

перевод: имеет ли права данный продукт, а в данном случае платежная карта возможность покупки товаров/проведения оплаты за услуги и т.д.
про проверку подлинности личности держателя карт не сказано вообще ничего.
Эмитент не обязывает проверять подлинность личностей, пользующихся данными продуктами (платежными картами).

И возвращаясь к вышесказанному "Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается."

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса (Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В наше интернетное время достаточно разместить инфу об отказе в обслуживании торговой точки с указанием места, времени, лиц, и общественное порицание и плохая слава заставит читать законы рано или поздно.
К тому же основная наша бытовая жизнь как правило регламентируется законом о праве потребителей. Просто не каждый готов прочесть тоненькую книжицу. По опыту скажу что и 999 продавцов из 1000 не в курсе, что обязаны принять товар и без кассового или товарного чека, если при возврате товара продавцу предъявить свидетеля, который присутствовал при покупке товара. Ну и т.д. Много интересного.

Регламент "до 1000 рублей можно паспорт не предъявлять" по сравнению с Европой мягок: там в большинстве правило покупок 10-15 баксов без документов. Если вообще требуют.
 
Многабукафф.
Но вывод прост:
1) при оплате картой могут потребовать паспорт, хотя закон этого не требует (но и не запрещает);
2) если не предъявите - могут отказать в покупке, и ничего им за это не будет, т.к. ответственность за это законом не предусмотрена.
Мораль: неплохо иметь при себе докУмент и наличные. Всегда.
Я другой такой страны не знаю, где так...
FAQ: банковские карты за рубежом
 
plover,
повторю свой старый пост из другой ветки:

А как же, простите, подготовленная и распространенная Банком России Памятка для держателей банковских карт "О мерах безопасного использования банковских карт" (письмо Банка России от 02.10.2009 N 120-Т)? Там сказано черным по белому:
"При использовании банковской карты для оплаты товаров и услуг кассир может потребовать от владельца карты предоставить паспорт, подписать чек или ввести ПИН-код".

Вот еще от Роспотребнадзора сообщение, пусть и по одной лишь Читинской области
(http://www.zabinfo.ru/modules.php?op=...&thold=0):
"В организации розничной торговли была размещена информация о том, что согласно требованию банка для оформления продажи на сумму свыше трёх тысяч рублей по пластиковой карте необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение).

Данное условие продажи товара противоречит ч.1 ст.861 Гражданского кодекса РФ, п.1.1. ст.7 ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», поскольку документ, удостоверяющий личность, подлежит предъявлению при совершении покупки, стоимостью выше 15 тысяч рублей.

Отказ потребителей от предъявления документов, удостоверяющих их личность, при покупке ниже указанной суммы не может стать основанием для отказа в продаже товара, так как право кассира на идентификацию личности потребителя не является безусловным, поскольку есть возможность потребовать у потребителя введения пин-кода, сверить подписи".
Изменено: dsds - 03.01.2013 13:10
 
Вот только доказать "нарушение прав" можно лишь через суд. А исход его немного предсказуем...
Я другой такой страны не знаю, где так...
FAQ: банковские карты за рубежом
 
Цитата
plover пишет:
2) если не предъявите - могут отказать в покупке, и ничего им за это не будет, т.к. ответственность за это законом не предусмотрена.

Ответственность имеется:

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ
 
Обратитесь в суд, создайте прецедент?
Я другой такой страны не знаю, где так...
FAQ: банковские карты за рубежом
 
Лично у меня все заканчивается на этапе "Оформите, пожалуйста, письменный отказ в покупке". После этого продавец начинает куда-то звонить и в итоге проводит покупку без документов.

А вообще, прецедент имеется:
http://go.anbars.ru/siazo
Изменено: Anbars - 08.02.2013 09:39
 
Цитата
Anbars пишет:
После этого продавец начинает куда-то звонить и в итоге проводит покупку без документов.

Вот это очень правильно. По правилам МПС в спорной ситуации продавец должен связаться с эмитентом и действовать по его указаниям. По правилам МС продавец может отказать при не предъявлении ID в некоторых условиях (местах повышенного риска, либо определенных товаров, либо на большую сумму).
Вообще по делу должны быть какие-то обоснованные сомнения в валидности карты или клиента.
Даже в банке вполне могут отказать, если признают паспорт плохим. Обжалуетесь потом.
 
Цитата
auni пишет:
Вот это очень правильно. По правилам МПС в спорной ситуации продавец должен связаться с эмитентом и действовать по его указаниям

На самом деле с эквайером, но это неважно.
В моем случае кассир определенно звонит своему начальнику и спрашивает "что делать?". С письменными отказами заморачиваться никто не хочет (хотя, моему другу такой отказ в свое время дали), поэтому в итоге все проводится без документов.

Времена изменились. Сейчас на требование документа наталкиваешься намного реже, чем раньше. А уж когда у меня в последний раз не получалось оплатить покупку (с учетом того, что паспорт я храню в надежном месте и с собой не ношу) я даже и не вспомню. Тема уже не так актуальна сейчас.
 
Естественно, эквайеру. Наверно, этого пути обоснования отказа (совершенно легитимного по всем законам, договорам и правилам) кассиры не знают. Но, конечно, в любом случае должны быть обоснования сомнений кассира в правомочности оплаты данным куском пластика данным субъектом, а не раздражение на этого субъекта.
 
А какие сейчас у МПС лимиты на проведение операций без подтверждения документом?
У визы раньше была 1 000 рублей.
Общество, которое равенство ставит выше свободы, не получит ни того, ни другого.
Общество, которое ставит свободу выше равенства, получит высокую степень и того, и другого.
_________________
Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии.
 
Цитата
Собакевич пишет:
А какие сейчас у МПС лимиты на проведение операций без подтверждения документом?

Нет таких лимитов. Вы вполне можете без паспорта купить по карте автомобиль. Про паспорт в магазине забудьте. Паспорт нужен только в банке - по закону они должны идентифицировать клиентов. А про идентификацию клиентов в магазине нигде не написано. Попросить паспорт магазин может, точно так же, как может попросить вас сплясать. Можете показать паспорт, можете сплясать. Обычно когда кассир просит меня сплясать паспорт - я зову старшего менеджера и сразу мои пляски им становятся неинтересны. "Shut up and take my money!"

Есть рекомендации VISA по поводу "не просить документ до 1000 рублей", но узбекский кассир в Дикси про это не слышал.

Есть еще по поводу 1000 рублей, когда вообще без какой-либо идентификации (без подписи/ПИН). Работает в некоторых торговых точках, а также в случае с payPass/payWave
Изменено: Anbars - 08.02.2013 12:53
 
Вообще тема подходит к четвертой сотне постов.
Поэтому если начать с начала, то можно узнать, почему не верны следующие утверждения
Цитата
Anbars пишет:
Про паспорт в магазине забудьте
про идентификацию клиентов в магазине нигде не написано
я зову старшего менеджера и сразу мои пляски им становятся неинтересны
Есть рекомендации VISA по поводу "не просить документ до 1000 рублей"

И что такое Visa Easy Payment Service (VEPS) на сумму до 1000р.
 
Цитата
auni пишет:
Поэтому если начать с начала, то можно узнать, почему не верны следующие утверждения

Это да. Но если есть работающие способы действий, вроде "позовите старшего" или "оформите письменный отказ", то это тоже интересно, независимо от того, какие правила smile:)
А вообще Anbars надо на DNSы напустить, которые в разных городах упорно требуют паспорт smile:)
 
auni, ну напишите, пожалуйста, еще раз, в двух словах, почему я должен идентифицироваться в магазине, а Вася с налом не должен? smile:shuffle:
 
Цитата
auni пишет:
И что такое Visa Easy Payment Service (VEPS) на сумму до 1000р.

Это другое. Это отдельные правила, а не рекомендации. Это работает в Макдоналдсе.
Рекомендации - это
Цитата
С 1 июля 2007 года вступят в силу новые правила по приему торговыми точками карт Visa. Магазины будут обязаны скрывать номер карты на распечатанном чеке. А еще Visa рекомендует не требовать документы при оплате покупки на сумму менее 1000 руб.
 
В одной строчке - потому что это требуется в договорах клиент-эмитент и эквайер-продавец.
Правила клиент-эмитент найдите на сайте своего эмитента, действующие для продавцов ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ известного эквайера - Мастер банка можно найти на странице http://www.masterbank.ru/corp/cards/ecv.html.
Экавайеры и продавцы должны также выполнять правила ПС. Основные - VIOR и MCR можно скачать с сайтов Визы и МС.
Интересно, что за источник вашей цитаты (в которой не правильно все)?
Изменено: auni - 08.02.2013 14:20
 
auni, хорошо, согласен. Но лично в моем договоре с эмитентом ничего про паспорт в магазине не говорится:
https://www.avangard.ru/ccorder/faces/...ontent.jsp

а то, о чем договорились магазин с Мастер-банком меня не сильно волнует. Я прихожу в магазин и искренне недоумеваю, почему Вася с налом покупает яблоко без паспорта, а я должен показывать паспорт. В ГК, правилах торговли, ЗоЗПП ничего про паспорт не сказано, а наоборот сказано, что я покупаю яблоки точно по той же процедуре, что и Вася. И договоры хозяйствующих субъектов меня волнуют слабо. Может, в моем договоре с банком написано, что кассир должна обращаться ко мне "Мой господин" и поцеловать мне руку, т.к. я владелец платиновой карты smile:)

Понятно, что спорить можно долго, а в итоге все будет зависеть от узбечки Зухры на кассе - спросит ли она у вас паспорт, или нет smile:D Лично я уверен в том, что я на 99% смогу аргументировать, почему меня нужно обслужить без паспорта. Ну, а 1% - кого-то и с наличкой могут не обслужить, сославшись на "касса не работает", например.

Пятница... smile:relax: smile:drink: smile:music:
 
Цитата
auni пишет:
Интересно, что за источник вашей цитаты (в которой не правильно все)?


Ну, например, сайт Сбербанка smile:D :
http://sberbank.ru/common/img/uploade...2007/1.pdf

Visa меНяет правила
С 1 июля вступят в силу новые
правила по приему торговыми
точками карт Visa. Магазины бу-
дут обязаны маскировать номер
карты на распечатанном чеке,
чтобы уменьшить риск мошен-
ничества. Если, например, кли-
ент выбрасывает свой чек после
приобретения покупки, этим мо-
гут воспользоваться: совершить
покупку через Интернет, где как
раз требуется номер карты.
А еще Visa рекомендует не
требовать документы при оп-
лате покупки на сумму менее
1000 рублей.
 
Вот как выглядит требование Визы по поводу номера на чеке
Цитата
Аt least 4 digits of the Account Number on the Cardholder copy of the Transaction Receipt must be disguised or suppressed.
Visa strongly recommends disguising or suppressing all but the last 4 positions of the primary Account Number on the Cardholder Transaction Receipt.

Последняя сентенция от Сбера полная лажа, т.к. требование ID вообще никогда не было прописано у Визы.
Вот что написано (цитировалось ранее и своими словами выше)
Цитата
Verify that the signature on the Card matches the signature on the Transaction Receipt and, if applicable, identification presented.
If Cardholder identification or a Card's validity is uncertain, a Merchant must contact its Acquirer for instruction.

Если кассир посчитает, что подпись на чеке не соответствует (not matches) образцу на карте - что должен делать кассир?
Обратиться к эквайеру. Что ему скажет представитель эквайера? Руководствуйтесь правилами, которые вам выданы. Что написано в правилах? Потребовать ID и переписать реквизиты паспорта в СВОЙ экземпляр чека, если карта именная и соответствует тому, что написано в ID.
Если карта лысая? Предложить вести ПИН. Клиент отказывается - тогда
Цитата
Merchants may attempt to steer customers who initially present a Visa card to an alternative method of payment, such as by providing discounts for cash, but may not do so in a confusing manner that denies consumer choice. Merchants may also consider whether present circumstances create undue risk, for example if the sale involves high-value electronics, but the card signature panel is not signed, and the cardholder does not have any other identification.

т.е. предложить заплатить налом или другой картой.
То же самое написано в правилах приема карт для продавцов.
И это уже не раз разжевывалось в теме.
Изменено: auni - 08.02.2013 17:16
 
auni, кстати, в правилах для ТСП от Мастер банка (по ссылке, приведенной выше) паспорт необходимо требовать только в случае отсутствия подписи на карте или если подпись не совпадает.
 
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Продукты Банки.ру