Существует много примеров, когда главный банк страны блокирует счета клиентов
по 115ФЗ. Тут все более-менее понятно, банк стремится обелиться перед ЦБ,
минимизировать свои, как они это называют, «репутационные риски». Бог бы с ним.
Но в описанном ниже случае, Сбер наплевал на все правила. Как оказалось, теперь
для блокировки счетов и заморозки средств вовсе не обязательно присылать
клиенту какой-либо запрос, а деньги можно и не отдавать вовсе, ссылаясь на некий
запрос от ЦБ (спойлер: ЦБ о своем запросе не в курсе), толи от
правоохранительных органов (его тоже так и не было предоставлено). По факту же
Сбер удерживает средства с 22.01, не прислав при этом ни единого официального
запроса, ни мотивировки основания такого удержания.
Ситуация развивалась следующим образом: 22.01.2022г. без какого-либо
предупреждения был заблокирован СберОнлайн, все карты и счета. На горячей
линии сообщили, что существует некий запрос по 1 операции, а чтобы выяснить по
какой, составили обращение. 24.01 обратилась к персональному менеджеру,
который так же не смог найти этот запрос в системе банка, и составили еще одно
обращение. После нескольких звонков ему я поняла, что ничего не двигается с
мертвой точки, и сделала заявку на выдачу мне средств с одного банковского счета.
На что банк мне смог родить один неофициальный запрос, который я получила в
«Ватсап» от менеджера в трех предложениях, со смыслом, что мне нужно
подтвердить источники происхождения денежных средств. Я предоставила те же
документы, что предоставляла банку по запросу в рамках 115-ФЗ двумя месяцами
ранее. (Тогда банк они полностью удовлетворили). Мне радостно сообщили, что
Комплаенс спокоен и готов мне выдать деньги, но приехав в отделение оказалось,
что я, как клиент, у них заблокирована и деньги они выдать не могут. Нормально
ответить в чем дело они так же не могут, а на мое решение о закрытии счетов
менеджер фыркнул «Попробуйте, но там все не так просто». А когда со Сбером
было просто? Поведение персонального менеджера в Сбер1 меня просто
возмутило, будто я у мамы деньги на платье клянчу, закатывал глаза со смыслом
«ну че пристала? Я сделал все что мог».
Вобщем продолжать общение с человеком, который даже банковские правила не
знает, я не нашла смысла, поэтому пошла к Руководителю отделения. Надо отдать
должное: Руководитель отделения общается очень вежливо, законы знает, проверив
меня, что и я не дура, всецело пытался решить мою проблему. Однако и он уперся в
неповоротливую систему руководства Сбера. Руководитель признал, что все мои
требования законны, и в данном случае банк не прав. Мы составили еще около 5
обращений в разные даты, с требованием объяснить блокировку, выдать средства,
но толку то. 26.01.2022 от меня приняли заявление на закрытие нескольких моих
счетов, где в заложниках была бОльшая часть моих денег. В заявлениях я отдельно
сослалась на ст. 859 ГК РФ, где черным по белому написано, что банк обязан
выдать мне денежные средства по истечении 7 дней с момента подачи заявления.
За это время произошло невообразимое: банк смог дать мне еще один
неофициальный запрос так же на «Ватсап» (Видимо у главного банка страны
кончились официальные бланки). В нем просили пояснить операции за 3 дня, а
также предоставить подтверждение доходов денежных средств этих отправителей .
А чего сразу анализы не запросили, или выписку с мед.книжки, или подтвердить
доходы всех их родственников? То есть мало того, что они нарушают закон, они
видимо ищут себе соучастников. Странно, что банк не в курсе, что это
персональные данные, и я не имею права такое у них запрашивать, а самим, видимо
было лень запрашивать их у отправителей, которые являются их же клиентами.
Вобщем данные по операциям я им предоставила, по чужим доходам
соответственно нет, ответ они приняли, видимо все еще проверяют. Тем временем
прошли 7 дней с момента подачи заявлений на закрытие счетов, созваниваюсь с
Руководителем отделения, мне говорят «а давайте еще одно обращение составим»,
мне бумаги не жалко – составила. Подождала часа два, мне говорят снова, что вот-
вот будет ответ, но скорее всего уже не сегодня, а завтра. Терпение кончилось.
Позвонила в ЦБ, где мне четко сказали, что это нарушение всех банковских правил,
сказали составить обращение им (уже отправила) и имею полное право обращаться
в полицию, так как нарушают мои имущественные права. Прихожу в отделение,
Руководителя я заранее уведомляла, что если деньги мне банк выдавать
отказывается, то буду обращаться в правоохранительные органы, что я и сделала.
Сотрудникам полиции Руководитель так же покаялся, что да - заявления есть, да –
отдать деньги не можем, почему? – «не дает система». Руководитель по факту
заперт между клиентом, руководством и здравым смыслом. После приезда
сотрудников полиции я проследовала в отделение, где составила заявление на ПАО
Сбербанк о неправомерном удержании средств.
Деньги зависли не маленькие, а бездействие со стороны крупнейшего банка страны
просто возмущает. Данное беззаконье не волнует банк, так сильно переживающий
за свои репутационные риски. И обязанность Банка закрыть мои банковские счета,
выдать с них остаток денежных средств – осталась проигнорированной! Напомню,
что ни одного официального запроса от банка так и не поступило, как и ответов на
мои 100500 обращений.
по 115ФЗ. Тут все более-менее понятно, банк стремится обелиться перед ЦБ,
минимизировать свои, как они это называют, «репутационные риски». Бог бы с ним.
Но в описанном ниже случае, Сбер наплевал на все правила. Как оказалось, теперь
для блокировки счетов и заморозки средств вовсе не обязательно присылать
клиенту какой-либо запрос, а деньги можно и не отдавать вовсе, ссылаясь на некий
запрос от ЦБ (спойлер: ЦБ о своем запросе не в курсе), толи от
правоохранительных органов (его тоже так и не было предоставлено). По факту же
Сбер удерживает средства с 22.01, не прислав при этом ни единого официального
запроса, ни мотивировки основания такого удержания.
Ситуация развивалась следующим образом: 22.01.2022г. без какого-либо
предупреждения был заблокирован СберОнлайн, все карты и счета. На горячей
линии сообщили, что существует некий запрос по 1 операции, а чтобы выяснить по
какой, составили обращение. 24.01 обратилась к персональному менеджеру,
который так же не смог найти этот запрос в системе банка, и составили еще одно
обращение. После нескольких звонков ему я поняла, что ничего не двигается с
мертвой точки, и сделала заявку на выдачу мне средств с одного банковского счета.
На что банк мне смог родить один неофициальный запрос, который я получила в
«Ватсап» от менеджера в трех предложениях, со смыслом, что мне нужно
подтвердить источники происхождения денежных средств. Я предоставила те же
документы, что предоставляла банку по запросу в рамках 115-ФЗ двумя месяцами
ранее. (Тогда банк они полностью удовлетворили). Мне радостно сообщили, что
Комплаенс спокоен и готов мне выдать деньги, но приехав в отделение оказалось,
что я, как клиент, у них заблокирована и деньги они выдать не могут. Нормально
ответить в чем дело они так же не могут, а на мое решение о закрытии счетов
менеджер фыркнул «Попробуйте, но там все не так просто». А когда со Сбером
было просто? Поведение персонального менеджера в Сбер1 меня просто
возмутило, будто я у мамы деньги на платье клянчу, закатывал глаза со смыслом
«ну че пристала? Я сделал все что мог».
Вобщем продолжать общение с человеком, который даже банковские правила не
знает, я не нашла смысла, поэтому пошла к Руководителю отделения. Надо отдать
должное: Руководитель отделения общается очень вежливо, законы знает, проверив
меня, что и я не дура, всецело пытался решить мою проблему. Однако и он уперся в
неповоротливую систему руководства Сбера. Руководитель признал, что все мои
требования законны, и в данном случае банк не прав. Мы составили еще около 5
обращений в разные даты, с требованием объяснить блокировку, выдать средства,
но толку то. 26.01.2022 от меня приняли заявление на закрытие нескольких моих
счетов, где в заложниках была бОльшая часть моих денег. В заявлениях я отдельно
сослалась на ст. 859 ГК РФ, где черным по белому написано, что банк обязан
выдать мне денежные средства по истечении 7 дней с момента подачи заявления.
За это время произошло невообразимое: банк смог дать мне еще один
неофициальный запрос так же на «Ватсап» (Видимо у главного банка страны
кончились официальные бланки). В нем просили пояснить операции за 3 дня, а
также предоставить подтверждение доходов денежных средств этих отправителей .
А чего сразу анализы не запросили, или выписку с мед.книжки, или подтвердить
доходы всех их родственников? То есть мало того, что они нарушают закон, они
видимо ищут себе соучастников. Странно, что банк не в курсе, что это
персональные данные, и я не имею права такое у них запрашивать, а самим, видимо
было лень запрашивать их у отправителей, которые являются их же клиентами.
Вобщем данные по операциям я им предоставила, по чужим доходам
соответственно нет, ответ они приняли, видимо все еще проверяют. Тем временем
прошли 7 дней с момента подачи заявлений на закрытие счетов, созваниваюсь с
Руководителем отделения, мне говорят «а давайте еще одно обращение составим»,
мне бумаги не жалко – составила. Подождала часа два, мне говорят снова, что вот-
вот будет ответ, но скорее всего уже не сегодня, а завтра. Терпение кончилось.
Позвонила в ЦБ, где мне четко сказали, что это нарушение всех банковских правил,
сказали составить обращение им (уже отправила) и имею полное право обращаться
в полицию, так как нарушают мои имущественные права. Прихожу в отделение,
Руководителя я заранее уведомляла, что если деньги мне банк выдавать
отказывается, то буду обращаться в правоохранительные органы, что я и сделала.
Сотрудникам полиции Руководитель так же покаялся, что да - заявления есть, да –
отдать деньги не можем, почему? – «не дает система». Руководитель по факту
заперт между клиентом, руководством и здравым смыслом. После приезда
сотрудников полиции я проследовала в отделение, где составила заявление на ПАО
Сбербанк о неправомерном удержании средств.
Деньги зависли не маленькие, а бездействие со стороны крупнейшего банка страны
просто возмущает. Данное беззаконье не волнует банк, так сильно переживающий
за свои репутационные риски. И обязанность Банка закрыть мои банковские счета,
выдать с них остаток денежных средств – осталась проигнорированной! Напомню,
что ни одного официального запроса от банка так и не поступило, как и ответов на
мои 100500 обращений.