Форум

В АБС банка "Ак Барс" нет сведений о двух моих операциях

Неужели такое возможно?

  • 1
13 октября в интернет-банке банка "Ак Барс" я попытался пополнить свой кошелёк "Киви" со своей карты "Ак Барса". В проведении расходной операции было отказано. Тогда я попытался отправить деньги с "Ак Барса" в "Киви" через СБП. Но в проведении операции также было отказано.

Через пять дней я обратился в контактный центр "Ак Барса" с вопросом о причине отказа в проведении двух расходных операций. Из разговора с сотрудницей контактного центра я узнал, что причиной было подозрение в совершении операций без моего согласия.

Я сообщил сотруднице контактного центра, что в соответствии с ч. 5-5.3 ст. 8 федерального закона "О национальной платёжной системе" выполнение операций, приостановленных по причине таких подозрений, должно было быть возобновлено через два рабочих дня, т.е. не позднее конца суток 15 октября. Поскольку этот срок был пропущен, я написал отзыв в народный рейтинг и сообщил о нарушении в ЦБ РФ.

Центробанк разбирался полтора месяца и в конце концов сообщил мне вот что:
Цитата
Из представленных Банком документов следует, что в автоматизированной системе Банка не обнаружены операции по пополнению QIWI-кошелька на сумму 12970 рублей и по переводу денежных средств через систему быстрых платежей с Вашего счета по номеру телефона +7931***7417 на сумму 12 970 рублей, совершенные через систему дистанционного банковского обслуживания 13.10.2021.


Как такое вообще возможно? Неужели в сертифицированных АБС есть бэкдоры, позволяющие удалить сведения о попытках проведения операций?
 
Цитата
internetional пишет:
должно было быть возобновлено через два рабочих дня, т.е. не позднее конца суток 15 октября.

имхо, не позднее конца суток 16го. 13е не считается.

Цитата
internetional пишет:
Как такое вообще возможно?

так операции не прошли же, как вы пишете. А в этом тексте "операции по пополнению QIWI-кошелька на сумму 12970 рублей и по переводу денежных средств через систему быстрых платежей с Вашего счета по номеру телефона +7931***7417 на сумму 12 970 рублей, совершенные..." говорится о совершенных (завершенных, прошедших) операциях. А не о попытках.
 
Прикольно.

ЦБ мне пишет:
Цитата
Документы, подтверждающие подачу в Банк распоряжений на совершение операций по пополнению QIWI-кошелька на сумму 12970 рублей и по переводу денежных средств через систему быстрых платежей с Вашего счета по номеру телефона +7931***7417 на сумму 12 970 рублей Вами не предоставлены.
Банком указанная информация не подтверждена.
Таким образом, в настоящее время не представляется возможным достоверно установить факты, изложенные в Вашем обращении.

Разумеется, никаких подтверждающих документов у меня нет.

Получается, банки спокойно могут нарушать требование закона о возобновлении неподтверждённых операций и уходить от ответственности? Что же, теперь все операции в интернет-банке в присутствии двух свидетелей совершать и на камеру записывать?

Добавлено.
Я нашёл у себя в телефоне запись разговора с сотрудницей контактного центра банка, где она говорит, что операции были приостановлены по причине подозрений в их проведении без моего согласия. Если послать эту запись в ЦБ (но не целиком, а с вырезанным фрагментом, где я называю кодовое слово), она будет считаться документом, подтверждающим подачу распоряжений?
Изменено: internetional- 04.12.2021 13:31
 
Цитата
internetional пишет:
Получается, банки спокойно могут нарушать требование закона о возобновлении неподтверждённых операций

То ли такого закона нет, то ли он о чем-то другом, то ли банкам он не известен.
Поскольку не так давно я делал стягивание на Тинька из РСХБ, операция была заблокирована, позже мне перезвонили из банка, я подтвердил, что это я сам перевожу, и мне было предложено самому повторить непрошедшую операцию. Повторная операция прошла.
Речи о том, что банк может сам провести заблокированную ранее операцию, не было и в помине.
Видимо это оформляется не как блокировка, а как отмена.
 
Цитата
internetional пишет:
13 октября в интернет-банке банка "Ак Барс" я попытался пополнить свой кошелёк "Киви" со своей карты "Ак Барса". В проведении расходной операции было отказано. Тогда я попытался отправить деньги с "Ак Барса" в "Киви" через СБП. Но в проведении операции также было отказано.

у Вас отказ происходил на моменте авторизации операций, какие там были причины выясняйте у Барса: отсутствие нужно суммы или выставленные лимиты.
Цитата
internetional пишет:
где она говорит, что операции были приостановлены

Так операция прошла успешно - Вы видели на экране "Принято к исполнению" или был отказ в проведении? В первом случае в ЛК будет запись "Операция на сумму ... приостановлено/отменена", во втором случае записей не будет, как и самих операций, которые в свою очередь ну никак не могут быть возобновлены.
 
Цитата
internetional пишет:
Я сообщил сотруднице контактного центра, что в соответствии с ч. 5-5.3 ст. 8 федерального закона "О национальной платёжной системе" выполнение операций, приостановленных по причине таких подозрений, должно было быть возобновлено через два рабочих дня, т.е. не позднее конца суток 15 октября. Поскольку этот срок был пропущен, я написал отзыв в народный рейтинг и сообщил о нарушении в ЦБ РФ.

Порой кажется, что кому то заняться нечем. А по существу. Как можно ВОЗОБНОВИТЬ проведение операций по пополнению кошелька, которые банк посчитал МОШЕННИЧЕСКИМИ? Вот мошенники будут рады такому повороту.
Как Вам выше написали, надо было сразу же после отказа в платежах позвонить в банк и подтвердить, что операции производятся от Вашего имени и повторить операцию пополнения, а не ждать 5 дней и потом начинать права качать.
 
Цитата
steef пишет:
Так операция прошла успешно - Вы видели на экране "Принято к исполнению" или был отказ в проведении?

Там был отказ в проведении операции, так как банк посчитал операцию подозрительной. После второй попытки пополнить электронный кошелек-карту вообще банк заблокировал.
 
Цитата
unica1 пишет:
После второй попытки пополнить электронный кошелек-карту вообще банк заблокировал.

где Вы это прочли?
Цитата
unica1 пишет:
Там был отказ в проведении операции

это звучит двояко, на каком моменте отказ - при авторизации операции или ее проведении. Из первого абзаца я понял, что при авторизации операции ТС получил отказ.
 
Цитата
steef пишет:
где Вы это прочли?

в отзыве автор пишет про блокировку карты.
 
Цитата
internetional пишет:
Я сообщил сотруднице контактного центра, что в соответствии с ч. 5-5.3 ст. 8 федерального закона "О национальной платёжной системе" выполнение операций, приостановленных по причине таких подозрений, должно было быть возобновлено через два рабочих дня, т.е. не позднее конца суток 15 октября. Поскольку этот срок был пропущен, я написал отзыв в народный рейтинг и сообщил о нарушении в ЦБ РФ.
Вы неправильно понимаете закон. Трактуется он так: приостановление это отказ в совершении операции, а возобновление - это возможность ещё раз провести операцию.

А вы как себе представляете возобновление?
Карточный долг - долг чести.
 
Цитата
unica1 пишет:
в отзыве автор пишет про блокировку карты.

теперь увидел, но только не в отзыве, а в комментарии к отзыву - не важно.
Так если карта заблокирована, как приостановленные операции могут быть возобновлены без разблокировки карты, хотя я и такого не видел - после блока требуется повторить операцию. То есть авторизация операции все таки прошла...
 
Обратил внимание, что история распространённая. Для погружения в тему набросал запись в блоге: Про приостановку и возобновление операций по картам (комментарий к ФЗ-161).
Карточный долг - долг чести.
 
Цитата
m.potter пишет:
Вы неправильно понимаете закон. Трактуется он так: приостановление это отказ в совершении операции, а возобновление - это возможность ещё раз провести операцию.
Я представляю себе приостановление-возобновление иначе. Примерно так:
1. Я подал через интернет-банк распоряжение на пополнение электронного кошелька и перевод через СБП.
2. Банк получил эти распоряжения, счёл их подозрительными и отложил их исполнение до выяснения обстоятельств.
3. Банк позвонил мне.
4. а). Если банк дозвонился, и я подтвердил распоряжение, банк сразу же исполняет те распоряжения, которые я ему дал ранее.
б). Если банк не дозвонился до меня, и если я в течение двух рабочих дней не отозвал свои распоряжения, банк исполняет их по прошествии этих двух рабочих дней.

Ваша трактовка очень интересная. Похоже, что банки тоже её применяют. Но вот правомерно ли это?

Вот ещё одна цитата из письма, которое я получил от ЦБ по итогам проверки. Кое-что я в ней выделю жирным шрифтом.
Цитата
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 8 Федерального закона от 27.06.2011 No 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон No 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.
На мой взгляд, предлог "до" в выделенном фрагменте (который также присутствует в законе) указывает на последовательность действий: сначала приостановить, потом списать денежные средства. Если бы была верна Ваша трактовка, то смысла в выделенном фрагменте не было бы. На худой конец, там было бы не "до", а "вместо". Не находите?

Цитата
steef пишет:
Так если карта заблокирована, как приостановленные операции могут быть возобновлены без разблокировки карты
ЦБ в своём ответе также пишет вот что:
Цитата
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона No 161-ФЗ в случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа <...> При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 Закона No 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 Закона No 161-ФЗ.
Изменено: internetional- 04.12.2021 16:46
 
Цитата
internetional пишет:
Ваша трактовка очень интересная. Похоже, что банки тоже её применяют. Но вот правомерно ли это?
Да, правмерно. Выше ссылка на блог. Более того, по картам только так технически и никак по другому.
Карточный долг - долг чести.
 
Цитата
steef пишет:
Так операция прошла успешно - Вы видели на экране "Принято к исполнению" или был отказ в проведении?
Были отказы. Сразу после ввода суммы и номера телефона появлялось уведомление красными буквами о том, что операция невозможна.
Цитата
unica1 пишет:
сразу же после отказа в платежах позвонить в банк и подтвердить, что операции производятся от Вашего имени и повторить операцию пополнения, а не ждать 5 дней и потом начинать права качать.
Не помогло бы. За несколько дней до случившегося я пробовал так сделать в аналогичной ситуации. Ничего не вышло. Подробности - в моём другом отзыве.
 
Цитата
m.potter пишет:
Да, правмерно. Выше ссылка на блог.
В блоге приведено мнение ЦБ на этот счёт. Это мнение основано на технических особенностях карточного процессинга. А моё мнение - на анализе текста закона.

И тут у меня возникают ещё два вопроса.
1. Если технология карточного процессинга противоречит букве закона, даёт ли это банку право отступать от буквы закона?
2. Второе моё распоряжение вообще не касалось карточного процессинга. Это было распоряжение на перевод по СБП. О "приостановлении" и возобновлении" таких переводов Центробанк вообще никакого мнения не высказывал. С какой стати банк мог бы трактовать эти понятия применительно к СБП как "отказ" и "возможность ещё раз провести операцию"?

Кстати, если бы банк уверен в правомерности своих действий, зачем бы он стал вешать регулятору лапшу на уши, рассказывая, что этих операций вообще не было?
Изменено: internetional- 04.12.2021 17:12
 
internetional, сильно подозреваю, что не все банки одинаково хорошо подкованы в части нормативной базы. Вероятно те, кто вам отвечали просто не в теме и также читают только закон и пытаются примирить его с реальностью.

Что касается вопроса 1. Технология не противоречит букве закона. Но! Чтобы это понять требуются пояснения компетентных органов. ЦБ имеет право толковать мутные вопросы банковских процессов. Как раз тот случай. Аналогично ФНС поясняет за налоги, а ВС РФ за судебные нюансы.
По вопросу 2 ответил также в блоге. Суть и смысл: ФЗ-161 не разделяет карточные операции и СБП-переводы - это всё переводы денежных средств (статья 3). Проще отметить, что не относится к переводам денежных средств - пополнение наличными и снятие наличных в своём банке (статья 5, ч.4) и электронные денежные средства (если коротко - предоплаченные карты и электронные кошельки). А все прочие операции: переводы на карту, СБП, покупки по карте через POS-терминал, покупки в интернете - это всё переводы денежных средств в терминологии 161-ФЗ.
Карточный долг - долг чести.
 
m.potter, понятно, спасибо. Но меня АкБарс реально достал своими блокировками, так что я на всякий случай отправил в ЦБ запись разговора с сотрудницей контактного центра. И попросил запросить в АкБарсе сведения не о совершённых мною операциях, а о поданных мною распоряжениях. Посмотрим, что ответят.

P.S. Кстати, при такой трактовке нормы закона о возобновлении операции АкБарс всё равно её нарушил. Он должен был разблокировать мою карту через два рабочих дня, а разблокировал только через неделю. Надо было написать об этом Центробанку во второй жалобе, но поздно я обратил внимание на это.
Изменено: internetional- 04.12.2021 17:38
 
Цитата
internetional пишет:
Но меня АкБарс реально достал своими блокировками

Не знаю, может Вы им кажетесь не благонадежным и часто проводите сомнительные операции? Тоже клиент АК Барс Премиум-за более, чем год обслуживания был 1 раз блокировки карты после снятия подряд в одном банкомате наличных. При попытке снять в третий раз тут же пришел отказ и блок. Но, я не могу их в этом винить-молодцы, бдят.
 
m.potter,
Приветствую! Ещё одна информация в копилку знаний. smile:)
 
На Киви вообще все банки возбуждаются, а Ак Барс вообще на все первые операции.

Далее вывод smile;).
 
Цитата
internetional пишет:
Кстати, при такой трактовке нормы закона о возобновлении операции АкБарс всё равно её нарушил.
Пожалуй да. Если только они у вас какие-либо документы не запрашивали в этот период.
Карточный долг - долг чести.
 
Нарушить-то нарушил, но ответственности за это не несёт. ЦБ на повторное обращение так мне и ответил:
Цитата
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена
административная ответственность в отношении кредитных организаций в указанной в Вашем обращении части.
В общем, банки могут сколько угодно блокировать наши операции, нарушая закон. Причина проста: санкций за нарушение не существует.

P.S. Да, кстати, я же просил ЦБ проверить и сообщить мне, есть ли в АБС Ак Барса сведения о поданных мною распоряжениях на переводы. Ответ на эту просьбу был таким:
Цитата
В отношении просьбы о предоставлении результатов проведенной проверки сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 No 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, в случае нарушения которого, согласно статье 74 указанного закона, применяет меры воздействия в отношении нарушителей, не разрешая при этом споров между кредитными организациями и их клиентами.
Информация, получаемая Банком России в ходе осуществления надзорных функций, включая проведение проверок кредитных организаций, относится к конфиденциальным сведениям, содержащим, в том числе банковскую тайну, которые не подлежат разглашению и передаче третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Изменено: internetional- 05.01.2022 17:00
 
  • 1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть