Добавить отзыв о банке
(необходима авторизация/регистрация)

избранный отзыв Свет клином не сошёлся плохо (−1)
 зарплата соцпакет коллектив руководство общий комфорт
Отзыв месяца

Отзыв месяца:
июнь 2010 года

Отработав в банке МДМ более 3 лет, я решил написать отзыв. Сначала расскажу о личном опыте, а затем поделюсь своим мнением о банке в целом.

Начинал я свою клерковскую карьеру ещё в докризисном 2007 году в Москве, в АКБ «Московский Деловой Мир» (ОАО); тогда он назывался именно так. Сначала занимался продажей автокредитов физическим лицам на территории автосалонов. Был фиксированный оклад и фиксированная премия за каждый оформленный автокредит – прозрачная и достаточно честная бонусная схема, в отличие от мошеннических схем, в которых величина премии зависит от % выполнения плана, а поскольку план увеличивают ежемесячно, то в итоге сотрудник всё больше работает и всё меньше получает. Кроме того, начальство не требовало выполнения какого-либо плана по продажам. Расчёт был на сознательность каждого сотрудника: чем больше кредитов продал, тем большую премию получил; продал мало – заработал мало. Зачем трепать нервы людям насчёт выполнения плана, требуя от них увеличения объёма продаж, когда каждый сотрудник и так заинтересован в этом и стремится к этому?

В общем, с банковским руководством никаких проблем не было. Нужно было сработаться с сотрудниками автосалонов и банков-конкурентов. Это удалось, так же как удавалось сохранять определённый баланс между интересами банка, клиента и автосалона. Но как ни крути, а разговаривать со многими физлицами достаточно тяжело, многие (но не все) из них несут какую-то ересь. Одни ничего не слушают, не понимают, а потом утверждают, что их пытаются обмануть (в этой категории мне часто попадались бухгалтера с высшим финансовым образованием). Другие требуют выдачи им максимальной суммы кредита в кратчайшие сроки при минимальном наборе документов. Лишь немногие задают вопросы по существу и понимают разъяснения насчёт суммы переплаты по кредиту (такие, кстати, чаще всего попадались среди водителей со школьным образованием).

Очевидно, работа в «полях» является стартовым уровнем, «кузницей кадров», и оставаться на ней более года не стоит. Нужно было двигаться дальше. Тут как раз мне и предложили перейти в центральный офис для работы в андеррайтинге заявок физических лиц. В этом отделе работа заключалась во внимательном рассмотрении документов заявителя, выявлении признаков мошенничества и вынесении решения об одобрении или отказе в выдаче определённой суммы кредита с помощью скоринга. Для меня это было более интересно, чем продажи. Но большим разнообразием такая работа тоже не отличается; через полгода сотрудник знает о ней всё, двигаться дальше в профессиональном плане некуда, а через год его одолевает тоска.

Наступила осень 2008, и тут как раз нас посетил ОН, мировой экономический кризис. В банке началась кадровая эпилепсия, проводились массовые увольнения. Начали с продажников, а потом добрались и до андеррайтеров с верификаторами. Уходить на улицу в разгар кризиса никак не хотелось, а вакансии на тот момент были только во взыскании просроченной задолженности физических лиц. Так я стал коллектором, или телефонным гопником (вещи нужно называть своими именами). Работка, конечно, жесть! Мало того, что многие клиенты ведут себя неадекватно и сотруднику зачастую приходится примерять маску психиатра, так ещё добивало постоянное увеличение количества просроченных кредитов, продолжавшееся вплоть до лета 2009 года. Но нет худа без добра. Работа во взыскании – это череда тренингов по развитию хладнокровия, граничащего с отмороженностью; кроме того, здесь нужно балансировать между напористостью и человечностью. В общем, мне удалось преодолеть очередной барьер и пополнить свою копилку знанием очередной стадии кредитного процесса. А в начале 2010 года полномочия по телефонному взысканию передали в Новосибирск, в результате чего московский коллекторский отдел «оптимизировали», как любят выражаться так называемые «менеджеры». В число «оптимистов» попал и я, и на этот раз у меня уже не было желания переходить в какое-либо другое подразделение МДМ. Спасибо этому дому, пойдём к другому.

Теперь перейду к оценке банка в целом. Я могу себе это позволить, поскольку за 3 с лишним года мне довелось проработать в трёх различных подразделениях, а взаимодействовать приходилось с гораздо большим количеством отделов.

Существует расхожее мнение, согласно которому до декабря 2008 года, то есть до прихода УРСА-Банка, в МДМ-банке было всё нормально, а потом новосибирские медвежата всё УРСАли, вытеснив грамотных менеджеров. Однако это мнение всего лишь миф, и придётся развенчать этот миф, поскольку факт – самая упрямая в мире вещь (тут с господином Воландом не поспоришь). В банковской сфере (да и не только в ней) существует явление, которое я называю оккупационными волнами. Происходит так: акционеры приглашают нового человека на пост Председателя Правления. Тот тянет за собою «шлейф» (лучше сказать «высаживает десант») из своих подчинённых с прежнего места, вытесняя топ-менеджеров предыдущей волны (с последними расстаются, надо полагать, по соглашению сторон с выплатой определённого количества «отступных»). Аналогичный процесс происходит на уровне менеджеров среднего звена, или топлес-менеджеров. Затухают эти волны, как правило, на уровне главных специалистов, поскольку «десантники» претендуют только на руководящие должности (не ниже руководителей секторов, групп, направлений). Почему я называю эти волны оккупационными? Да потому, что «десантники» говорят в следующем ключе: «Мы вас научим работать; раньше вы всё делали неправильно, поскольку предыдущие руководители были некомпетентны; мы профессионалы, потому-то нас и позвали с собой наши начальники; мы успешные, эффективные менеджеры, а вы неудачники». Они устанавливают свои порядки, не считаясь с мнением людей, которые вносили свой вклад в развитие компании до них. Если дословно их фразы звучат несколько мягче, то смысл именно такой. Так вот, многие уцелевшие сотрудники МДМ-банка (с дефисом) расценивают УРСА-менеджеров в качестве оккупантов, считают большинство из них некомпетентными хамами и оплакивают изгнанных руководителей-«профессионалов» старого доброго МДМ. Но они забывают, что ещё в 2006-2007 годах эти «изгои» сами были оккупантами, поскольку 20 апреля 2006 года Председателем Правления МДМ-банка стал Мишель Перирен, возглавлявший до того Райффайзенбанк (символом которого являются 2 конские головы), и первым делом он стал перетаскивать своих подчинённых (многочисленные подтверждения можно найти в открытых источниках информации). К весне 2007 года число «конюшенных десантников» перевалило, судя по всему, за сотню. Вели они себя очень высокомерно. Больше всего впечатляло, когда новоиспечённые «шлейф»-менеджеры втирали специалистам возглавляемых ими подразделений, что те не заслуживают повышения до ведущего специалиста, поскольку работают всего год; хотя сами эти выходцы из Райффайзенбанка нарисовались только месяц назад и сразу получили должности на 2-3, а то и на 5(!) ступеней выше, чем на прежнем месте работы (причём они даже не скрывали этого). Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Так что не стоит жалеть изгнанных менеджеров: они получают по заслугам. Покушал сам - дай поесть другому. Просто в 2009 году медвежата вытеснили коняшек. Придётся последним игогокать в другом месте. Круговорот менеджеров в банковской природе.

Явление под названием «индексация зарплаты» даже в «тучные» докризисные годы было в МДМ-банке неизвестно; по крайней мере, для главных специалистов и ниже, то есть для абсолютного большинства работающих сотрудников, индексация не была предусмотрена в принципе; увеличение зарплаты было возможно только в случае повышения в должности. Так что кризис, а тем более УРСА здесь ни при чём.

Ещё один бич – кумовство. Оно существует всегда и везде, но не в таких же масштабах! В андеррайтинге некоторые руководители даже открытым текстом могли заявить следующее: «Претензий к твоей работе нет, но ты с нами не дружишь, держишься особняком, не ходишь с нами в кафе и боулинг, поэтому на повышение в должности рассчитывать не можешь». В отделе взыскания вообще бывали кадровые чудеса: подружившийся с начальством специалист мог стать ведущим, а затем и главным специалистом; причём он становился маленьким «начальником»: ему дозволялось не обзванивать клиентов, а контролировать, сколько человек обзвонили его подопечные, которым не удалось поймать за хвост птицу кадрового счастья. А как известно, контроль за работой требует существенно меньших усилий, чем сама работа. Особенно заметен дисбаланс в нагрузке был в первой половине 2009 года. Правда, у некоторых ведущих и главных специалистов была совесть, и они звонили людям, хотя могли этого не делать.

Подводя итог всему написанному, скажу, что мне ничуть не жаль никого из «изгнанных» менеджеров. А если банк обанкротится, как предрекают многие люди, то и его жалеть не стану. На МДМ свет клином не сошёлся. Существовал до него мир – будет существовать и после него. Как говорится, умер Максим – ну и чёрт с ним! Правда, особо рассчитывать на его банкротство не стоит, поскольку известная субстанция всегда остаётся на плаву…

Я понимаю, что все перечисленные недостатки есть в большинстве (если не во всех) российских банках. Но минусы есть минусы. И их гораздо больше, чем плюсов. Поэтому отзыв отрицательный.
Вурдалакбывший сотрудник
19.06.2010 04:04
91 комментарий
Если вы хотите подписаться на комментарии к этому отзыву, вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться
Woods
22.06.2010 10:38
г-н Вурдалак, условия труда не ухудшились, а просто пришлось РЕАЛЬНО работать, чего наши люди делать не любят... И перед тем, как давать столь значимые комментарии, сравните объем розничного кредитования в МДМ и УРСА банк, CAPEX и OPEX на содержание сотрудников в Москве и НСК... Взыскание розничной задолженности - это конвейер, и уж поверьте, таких "гопников" (уже то, что вы так охарактеризовали это направление, говорит о том, что вы "профессионал"...) в НСК, желающих работать в банке предостаточно и их начальные компетенции не особо отличаются от ваших, разве что гонору поменьше. Также новое руководство приняло решение о том, что Москва станет одним из филиалов, а ГО будет в НСК. Если же все функции оставили в Москве, то данный филиал получился слишком затратным... Именно поэтому функции и перешли в НСК. Кстати, сотрудников там в первую очередь нанимали для обработки портфеля УРСА банка, т.к. в % соотношении портфель МДМ по рознице в разы меньше портфеля УРСА банка. И ещё: Коллекшен не приносит прибыль, а минимизирует созданные банком резервы под потери.
Serg413
22.06.2010 10:52
"менеджеры портфелей проектов" - то же самое только на звезду на погонах побольше
TTT555
22.06.2010 14:13
Для ariman1 -
я забыла написать, что дело было в 2000 году - ушел в сторону Энергомаша г-п Петров, а фамилию нового управляющего не скажу, т.к. по вышеуказанным причинам с ним не пересеклась )
hank
22.06.2010 18:30
с основной мыслью вурдалака согласен. но вот насчет периода правления перирена...: увеличение зарплаты, льготные кредиты сотрудникам, отмена %% за обналичку сотрудникам, мед страховка(спасибо перирену за мои здоровые зубы smile:) )...так что контраст после слияния был сродни холодному душу. я из регионов, как там ГО в мск жило не знаю, но думаю для них контраст был еще круче smile:)
Вурдалак
Автор отзыва
23.06.2010 02:05
Уважаемый Woods! Отвечаю по пунктам.
1. «Коллекшен не приносит прибыль, а минимизирует созданные банком резервы под потери» - а следовательно, снижает расходы на формирование резервов на возможные потери по ссудам, благодаря чему увеличивается чистая прибыль. ЧТД (Что и Требовалось Доказать)
2. Насчёт телефонных гопников. Вы прекрасно знаете, что реальных юридических рычагов воздействия на недобросовестных заёмшиков очень мало. Одной из важнейших задач коллекторских «менеджеров» является лоббирование принятия законов, способствующих взысканию просроченной задолженности. Иначе за что они получают зарплату, многократно превышающую зарплату «звонарей» и «выездников»? А «менеджеры» этого не делают. Поэтому «звонарям» и «выездникам» ничего не остаётся, кроме как по телефону и лицом к лицу соответственно рассказывать клиентам страшилки про судебное взыскание и приставов (особенно забавно это говорить заёмщикам, работающим в судебной системе) и т.п., то есть оказывать психологическое давление на них, или, выражаясь более справедливо, разводить клиентов на бабки, чем и занимаются гопники. Снова ЧТД
3. «При этом вас банк, можно сказать, до последнего выручил, т.к. предложил позицию во взыскании в тот момент, когда с работой были проблемы...» - Я об этом в отзыве написал: «Уходить на улицу в разгар кризиса никак не хотелось, а вакансии на тот момент были только во взыскании просроченной задолженности физических лиц». Пользуясь случаем, благодарю сотрудников, которые приняли меня в коллекшн в то смутное время. Но это не лишает меня права указывать на реальные недостатки, которые есть в системе и которые необходимо искоренять. Конструктивная критика - лучшее средство от звёздной болезни, причём бесплатное. Если люди совершают ошибки, то у них (а в первую очередь у руководителей) должно быть достаточно смелости, чтобы признать их. В противном случае последовательность ошибочных решений разрушает систему.
Так что не следует равнять меня с Иудой и обвинять в предательстве своих благодетелей.
Horror
23.06.2010 09:14
МДМ-банк ищет нового председателя. http://bankir.ru/news/article/5388168
nkvdeshnik
23.06.2010 09:20
Алиллуйя!
oko303
23.06.2010 15:23
а между тем, в Новосибирске некоторым подразделениям вернули з/пл на докризисный уровень...(+30%)
кстати, одни из самых грамотных ИТ-шников ушли.....
Kaziks
23.06.2010 17:51
Хороший отзыв, но на отзыв месяца не тянет...уж прости афффтор!!!
эххх...я поработал в Юникредите (тогда еще ММБ), в БСЖВ.... (и там и там по 2.5 года). Столько всяково-развеселого про жизнь в Банках мог бы написать, когда уходил оттуда! Да только со временем эмоции постепенно стихают, желание пропадает.... Но если как-нить созрею уж точно отзыв получу... если конечно совсем всё напишу!!! Ну и если модераторы не повырезают часть моих мемуаров!
Дон Санчес
23.06.2010 22:06
Алиллуйя! smile:)
Рейхстаг фактически пал.
Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Продукты Банки.ру