Дважды думал - стоит ли писать отзыв. Первый раз - после первого собеседования. Второй раз - после приглашения на второе. Оказалось, первое впечатление - самое верное.

По порядку.
Речь о Дальневосточном банке Сбербанка России по адресу г. Хабаровск, ул. Гамарника 12.

В конце октября мне позвонила специалист по кадрам Ольга и предложила встретиться и обсудить вакансию "Суперкоуч" в подразделение Сбербанк Первый. Чем занимается коуч, я понятие имел, но вот чем занимается коуч в Сбербанке, да еще и с приставкой Супер, не подозревал.

Договорившись о встрече, я приступил к подготовке. Ранее я работал в финансовой сфере на руководящих должностях и в обучении, поэтому примерно очертил круг вопросов так:
0) что такое сегодня Сбербанк вообще;
1) что такое Сбербанк Первый;
2) продукты Сбербанка Первого для премиальных клиентов;
3) система обучения/тренинги/коучинг и т.п. в Сбербанке, т.к. по Сбербанку Первому вряд ли возможно найти такую информацию.

На первый вопрос я ответил быстро - это Греф. Пересмотрел кучу его выступлений о трансформации банка. Прочитал материал об agile начиная от банка ING и заканчивая sbergile. Что ж, такое место мне подходит: креативность, скорость изменений, предприимчивость, "дебоссинг" (как перекликается с идеями коучинга о замене контроля коучингом, подумал я).

Для ответа на второй вопрос я погрузился в мир гольфовых полей московского офиса Первого, с его фиолетовым гламуром; частных показов балета, оперы и т.п.; поездок Марии Поденко по дорогам Калифорнии. И я подумал - отлично! Я ведь сам фанат Тоски, Жизели и Щелкунчика. Да и с вип-клиентами по прежним местам работал.

С третьим вопросом пришлось потратить пару дней. Не то чтобы у Сбербанка какая-то уж очень эксклюзивная линейка, у ВТБ и ряда банков по-меньше сравнение выявило лучшие условия. Но тем не менее несмотря на мои знания в депозитах, ИСЖ, НСЖ, ММП, ВЗР и прочем страховании, телемедицине и консьерж-службах есть ведь еще индивидуальные инвестиционные счета, облигации Сбера, карты, кредиты, валюты, сейфы и т.д., партнеры и пр. спасибо. Плюс нужно сравнить с конкурентами. Я почему так дотошен? Сам разработал около 20 финансовых продуктов. Коучинг, agile-коучинг, сбер-agile-коучинг показался мне достаточно современным способом развития по сравнению, например, с продуктовыми семинарами, тренингами по СПИН, СМАРТ и тп. По крайней мере перекликался с тем, чем я занимался на прежнем месте, разве что без названий скводы, трайбы, чаптеры, скрам-доски, стэнд-апы, матрицы приоритетов.

Итак, 1 ноября в 14.00 я оказался в переговорке со специалистом по кадрам Ольгой, руководителем Первого Александром, руководителем Благосостояния Андреем. По большому счету большая часть времени ушла на монолог о предыдущей работе. Примерно о том, что написано в моем резюме на hh.ru. Странно подумал я, ведя когда я провожу собеседования с кандидатом, как минимум, уже подготовлен, изучив заранее его опыт и пр. Вопросы задавал Александр. Андрей почти всегда молчал. Ольга только выдала (здесь я, к сожалению, не могу сказать по другому), что ИСЖ - это не только налоговые льготы, на что я резонно ответил ей: "Я ее еще не закончил").

По результатам общения:
1) у Вас есть опыт занятия предпринимательской деятельностью, а это "такой тип людей". После этого мой мир перевернулся. Постойте, хотел сказать я, так разве не такой тип сотрудников нужен Грефу?
2) "у нас тут много начальников", вряд ли вам будет комфортно. А как же "дебоссинг"? Да и зачем тогда называть вещи не своими именами - "коучами", если предполагается дрючинг.
3) "я понимаю деньги нужны, сам бывал в такой ситуации". Это уже просто за гранью добра и зла. Я сомневаюсь, что создаю впечатление обделенного человека. Вроде как и костюм и обувь мягко скажем подороже, чем у потенциальных коллег. Потом от меня не пахло, изо рта тоже, да и с маникюром все в порядке. Не знаю, причем здесь я и воспоминания сурового прошлого. Впрочем, вряд ли стандарты проведения собеседований Сбербанка позволяют такие фразы.

"Пройдемся по минусам":
1) "вы опоздали, а первое впечатление можно произвести только один раз". Во время предварительного звонка кадровика Ольги я сказал, что должен успеть, если не будет пробок и если что, то немного задержусь. Набрал я ее в здании Сбера в 14.02.
2) "не хватало про продукты Сбера". Странное заявление, если учесть, что на вопросы в духе расскажите мне что-нибудь в общем об ИСЖ, я рассказывал в общем про такой тип продукта.
3) "вы весь на какой-то суете". Что ж, я перед монологом о своем немаленьком опыте спросил сколько у нас времени, "я так понимаю, чем меньше, тем лучше?" Пришлось быть быстрым на разговор.

По итогу, про коучинг мне не рассказали ни слова, про Сбербанк Первый и Сбербанк вообще ни слова. Относительно должностных обязанностей и вакансии - ни слова. Получилось собеседование на тему "чем я могу быть полезен Сбербанку?". Атмосфера, в которой помимо прочего говорят "я не уверен, что вы не украдете нашу базу клиентов" (что с сим даром небес делать ума не приложу, при том, что вип-клиенты итак сразу в пяти банках обслуживаются), "все друг друга знают и то, что вас не взяли в ту компанию, в которой вы раньше работали снова связано с этим" (какая-то презумпция виновности?), данная атмосфера не предполагала обратной связи с моей стороны, даже возможности оправдаться в чем-то (хотя с чего мне это делать).
"Мы не говорим ни да, ни нет" - на этом закончили и из здания проводить не удосужились. Время потрачено, бензин - тоже, порошок на рубашку - тоже и - немного нервных клеток.

Как тренер, скажу лаконично: никто не имеет право понижать чужую самооценку, как подборщик - к собеседованию нужно готовиться, а не делать неработающие стресс-засады (я к примеру не знал, что буду общаться с потенциальными руководителями), как коуч скажу - учитесь задавать вопросы, вести сессию, как руководитель скажу - вы лицо организации, выбирайте слова. Как гражданин РФ, которой принадлежит ЦБ, а значит Сбербанк я возмущен тем, как подбирают в него персонал и соответственно кого по итогу набирают.

Спустя 3 недели пригласили на второе собеседование с Москвой в духе "приедьте завтра в 16.00". Подумав, я решил уточнить обязанности "Суперкоуча" и получил такой ответ: "Добрый день! Мы на собеседовании спросила вас, к нам вопросы с вашей стороны, у вас их не возникло. Не надо сейчас писать в таком ключе. Всего вам хорошего!"

Опыт подсказывает, что просить о служебных расследованиях, тем более в местах, где позволяют себе такое бессмысленно. Это профанация. Поэтому я с удовольствием жду ответ представителя банка. Кстати, несмотря на то, что я не разрешал себя снимать и записывать, уверен в переговорке была камера, можно озадачиться и диктофонной записью. У Сбербанка и так далеко не блестящая репутация как работодателя. Еще и потому что, нельзя так вести себя с потенциальными сотрудниками.